Благотворительный Фонд Узак Омур
Главная Фонд Садака Им нужна ваша помощь! Творчество Контакты

Закят

Садака. Читать >>

Отношение Ислама к сироте >>

Свободный мусульманин тот, кто имеет возможность подать милостыню, после того, как наестся сам, накормит свою семью /жену, детей, слуг/ и всех остальных, кто находится на его содержании.
Размер милостыни розговенья:
Размер ее - сах фиников или ячменя или пшеницы или риса или кукурузы или чего-то другого, что едят большинство людей, на каждого человека.
Дать милостыню - правильное намерение, и каждый должен стремиться к этому. В деньгах ее размер согласно нашим нынешним расценкам равен на человека.
По мазхабу Имама Абу Ханифа можно давать милостыню деньгами, как это выгоднее бедным. Они могут купить на них то, в чем больше всего нуждаются. Это может быть лекарство или что-нибудь подобное.
Время подаяния:
Мусульманские правоведы сошлись на том, что время дачи Заката аль-фитр - это конец месяца Рамадана, и расходятся только в том, должен ли это быть заход солнца в вечер разговенья или восход солнца в день праздника? Но, несомненно, то, что это должно происходить перед выходом на молитву. Ибн Омар /да будет им доволен Аллах/ сказал: “Пророк /благословит его Аллах и приветствует/ приказал нам давать Закат разговенья до выхода людей на молитву”.
Допускается дача Заката за день или два до праздника. А по другому мнению допускается дача Заката с первого дня месяца, но не допускается задержка на день после праздника, ибо это будет просто подаяние, а не Закат. Об этом говорится в тексте хадиса Господина нашего Пророка /да благословит его Аллах и приветствует/. И говорит Ибн Аббас /да будет доволен им Аллах/:
:“Предписал Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/ Закат аль-фитр в виде очищения постящегося от пустословия и сквернословия и для того, чтобы накормить бедных. Закат до молитвы является Закатом, а после молитвы - это будет просто милостыня”.

И, тем не менее, необходимо сказать, что не становится Закат аль-фитр недействительным из-за задержки его выплаты, более того, его надо выплатить обязательно. Человек должен дать часть того, чем он владеет, до окончания отпущенного ему срока, ибо спросится за это в День, когда будет бесполезно раскаяние и не будет имущества.

Польза от выплаты Заката:
Закат аль-фитр выгоден дающему и выгоден обществу:
Польза дающему заключается в очищении от того, что возможно запятнало во время поста от пустословия, сквернословия или подобных грехов, от которых необходимо воздерживаться, так же, как необходимо воздерживаться от еды, питья и похоти. Человек не безгрешен и дает закат очищения и исправления оплошностей и ошибок, которые могли случиться. Именно это имел в виду Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/, когда говорил: “Пост в месяце Рамадан подвешен между небом и землей и возвышается только с выплатой Заката аль-фитр.”
Отсюда Закат разговенья связан с каждым, находящимся под опекой постящегося, как с малолетним, так и со взрослым, как со свободным, так и с подневольным. Это - Закат для тел, поэтому называется Закат тела, также как и Закатом разговенья. Следовательно, просьба к Аллаху Всевышнему касается того, чтобы Он сохранил тела тех, кто заплатил и за кого выплачен Закат, омыл и очистил их. Это входит в общий смысл сказанного Всевышним: “Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их”. /Сура: “Ат-Тавба”/
Что касается пользы для общества, то она заключается в избавлении бедных от униженности и недостатка в этот день, о чем гласит хадис: “Обогатите их в этот день” или “Освободите их от хождения в этот день.”
Отсюда и бедные, и богатые в этот день вместе испытывают общую радость, и бедные не отличаются от богатых в этом чувстве.
И еще бедный, который берет Закат и становится немного состоятельней в этот день, может, в свою очередь, дать другим бедным часть его за себя и за того, кто находится на его содержании. Тем самым он чувствует, что он дающий подаяние и испытывает удовольствие “щедрой руки” и учится быть, хотя бы иногда, благодетелем, а не только облагодетельствованным.
Второе: Закат имущества
Имущественный Закат обязателен для:
1. мусульманина, т.е. неверный не должен платить Закат;
2. свободного, т.е. раб не платит Закат;
3. взрослого, т.е. несовершеннолетний маль-чик не должен платить Закат, за него из его имущества платит опекун;
4. разумного, т.е. душевнобольной не платит Закат. Но если душевнобольной обладает имуществом, из его имущества за последнего платит опекун;
5. владетельного, чтобы смог выплатить установленную долю;
6. должен пройти определенный срок для уплаты Заката. Он равен году, т.е. двенадцати лунным месяцам, кроме Заката плодов и растений. Этот Закат выплачивается в день урожая, т.е. в день полного их созревания. В Коране говорится: “Вкушайте плоды их, когда они дадут плод, и давайте должное во время жатвы”. Сура: “Аль-Ан”ам”
"Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в Последний День, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на (выкуп) рабов, и выстаивал молитву Салят, и давал очищение Закят, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии, и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные".


Коран, 2:177

Арабское слово "закят", буквально означающее "очищение", не имеет точного русского эквивалента; ближе всего к нему по значению слово "пожертвование". Таким образом, закят, четвертый акт поклонения в Исламе, совершается мусульманином посредством своего имущества, в виде обязательного пожертвования нуждающимся. Ислам провозглашает, что истинным Владельцем всего является не человек, а Бог, дарующий Своей милостью богатство людям, как Он сочтет нужным. Поэтому те, кому Он дал больше, обязаны расходовать от Его щедрот в пользу тех своих братьев и сестер, которые нуждаются в помощи. Конкретно закят представляет собой часть тех средств мусульманина, которые, не являясь для него необходимыми, распределяются среди:

"...бедных, нищих, работающих над этим (собирающих Закят), - тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам..."


Коран, 9:60


Но почему это предписанное пожертвование называется "очищением"? Оно называется так потому, что, поскольку все богатства на самом деле принадлежат Богу, часть имущества каждого должна быть в такой форме возвращена Ему. В Коране так говорится об обязанности принесения закята:

"Поистине, богобоязненные - среди садов и источников, принимая то, что даровал им их Господь. Ведь они перед этим были творящими добро. Была малая часть ночи, что они спали, и на заре они взывали о прощении, и в достоянии их была доля для просящего и лишенного".



Коран, 51:15 - 19


Таким образом, выплата закята, являющегося той частью состояния мусульманина, право на которую принадлежит Богу и мусульманской общине, очищает остальное его имущество и делает его законным владельцем оного, она также очищает его сердце от жадности и эгоизма и отучает считать дарованное ему щедротами Бога исключительно своим. А сердца тех, для кого предназначен закят, он очищает от зависти и ненависти по отношению к тем, кто богаче их. Богатые являются для них не врагами и эксплуататорами, а братьями по вере, признающими их право на то, что даровал им Бог от своих щедрот, и помогающими им. Об обязанности принесения закята постоянно говорится в Коране наряду с обязанностью совершения намаза, чтобы тем самым подчеркнуть, что это - фундаментальный долг мусульманина, предписанный акт поклонения. Так, первый халиф Ислама, Абу Бакр Ассиддик, послал вооруженный отряд против людей, отказавшихся выполнять обязанность уплаты закята, но соблюдавших при этом намаз и считавшихся мусульманами.

Будучи исполняем согласно предписанию, закят, по сути, является способом обеспечения безопасности мусульманского общества. Предписывая такую обязанность, Всемогущий Бог, конечно, не намеревался сделать людей ленивыми и ждущими подачек. Предпочтительнее давать закят тем, кто не просит его, и в размере, необходимом для удовлетворения лишь самых насущных потребностей, а не для приобретения того, что не является необходимым. Ведь в любом обществе всегда найдутся люди, по той или иной причине находящиеся в беде или нужде: из-за бедствия, войны, немощности, невозможности найти работу, а также сироты, вдовы, старики, не способные работать и не имеющие никого, кто помог бы им. Очевидно, что должно осуществляться постоянное снабжение их самым необходимым, вместе с тем не унижающее их человеческого достоинства, устраняющее обозленность и зависть бедных по отношению к богатым. Закят, таким образом, является институциированной и обязательной формой распределения средств и проявления заботы, уравнивающей богатство в обществе, при этом, не запрещая частную собственность и не предусматривая "уравниловку", противоречащую человеческой природе и мешающую развитию общества. Следует помнить, что закят был учрежден четырнадцать веков назад. Несмотря на все современные экономические достижения, методы распределения богатств и меры по обеспечению права людей на удовлетворение своих основных потребностей, ни одна идеология или экономическая система не оказалась способной учредить институт для разрешения проблемы бедности, при этом не приводящий к противостоянию и ненависти, сравнимый с исламским закятом.

Кроме выплаты обязательного закята, Ислам побуждает мусульман, по возможности, осуществлять добровольную благотворительность в пользу нуждающихся. Благотворительность - одна из тех сторон, на которых особенно настаивает Ислам. При этом он исходит из того, что мусульманин всегда отзывчив на людские нужды и беды и что он расценивает свое достояние как кредит, полученный от Бога, который он должен использовать не только для себя и своей семьи, но и для других людей, в этом нуждаются нуждающихся.

"Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, - Аллах про это знает".

Коран, 3: 92

"Они спрашивают тебя (Мухаммад): что им издерживать? Скажи: "Что вы издерживаете из блага, то - родителям, близким, сиротам, бедным, путникам. Ведь что бы вы ни сделали из добра, - поистине, Аллах про это знает... И спрашивают они тебя: что им расходовать? Скажи: "Остаток"...

Коран, 2: 215, 219

 

Источник: www.Islam.kg

 

 


Главная | О фонде | Садака | Им нужна ваша помощь! | Творчество | Контакты

Используются технологии uCoz